Страничка музыкального руководителя

 

Добрый день, уважаемые родители!

Рады приветствовать Вас на нашей страничке!

Музыкальный руководитель 

Савицкая Светлана Валентиновна

Образование: Высшее специальное

 

Консультация "Музыкотерапия в детском саду и дома"

Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни дошкольного образовательного учреждения. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы; духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы, причем медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным; музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная, соответствует интеллектуальной сфере человека. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью; струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания; вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло. Выражение «чарующий голос» очень актуально в настоящее время, так как умение выразительно произносить слова стало настоящим искусством подчинения людей своей воли, создания определенного имиджа, что чрезвычайно важно для политика, руководителя и любого другого человека, кому необходима коммуникабельность. Наше дыхание ритмично. Если мы не выполняем тяжелые физические упражнения и не лежим спокойно, то обычно делаем в среднем 25-35 вдохов в минуту. Замедлив тем музыкального произведения, можно сделать дыхание более глубоким, спокойным. На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас. В детском саду и дома музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей: утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом; для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются; пробуждению детей после дневного сна поможет тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.

свернуть

Список репертуара для релаксации всей семьи

Список репертуара для релаксации всей семьи

 

Музыка для встречи детей и их свободной деятельности

Классические произведения:

  1. Бах И. «Прелюдия до мажор».
  2. Бах И. «Шутка».
  3. Брамс И. «Вальс».
  4. Вивальди А. «Времена года».
  5. Гайдн И. «Серенада».
  6. Кабалевский Д. «Клоуны».
  7. Кабалевский Д. «Петя и волк».
  8. Лядов А. «Музыкальная табакерка».
  9. Моцарт В. «Маленькая ночная серенада».

10.Моцарт В. «Турецкое рондо»

  1. Мусоргский М. «Картинки с выставки».
  2. Рубинштейн А. «Мелодия».
  3. Свиридов Г. «Военный марш».
  4. Чайковский П. «Детский альбом».
  5. Чайковский П. «Времена года».
  6. Чайковский П. «Щелкунчик» (отрывки из балета).
  7. Шопен Ф. «Вальсы».
  8. Штраус И. «Вальсы».
  9. Штраус И. «Полька "Трик-трак"».

Детские песни:

  1. «Антошка» (Ю. Энтин, В. Шаинский).
  2. «Бу-ра-ти-но» (из к/ф «Буратино», Ю. Энтин, А. Рыбников).
  3. «Будьте добры» (А. Санин, А. Флярковский).
  4. «Веселые путешественники» (С. Михалков, М. Старокадомский).
  5. «Все мы делим пополам» (М. Пляцковский, В. Шаинский).
  6. «Где водятся волшебники» (из к/ф «Незнайка с нашего двора», Ю. Энтин, М. Минков).
  7. «Да здравствует сюрприз» (из к/ф «Незнайка с нашего двора», Ю. Энтин, М. Минков).
  8. «Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда», М. Пляцковский, Б. Савельев).
  9. «Колокола» (из к/ф «Приключения Электроника», Ю. Энтин, Е. Крылатое).
  10. «Крылатые качели» (из к/ф «Приключения Электроника», Ю. Энтин, Г. Гладков).
  11. «Лучики надежды и добра» (ел. и муз. Е. Войтенко).
  12. «Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М. Пляцковский, Б. Савельев).
  13. «Песенка Бременских музыкантов» (Ю. Энтин, Г. Гладков).
  14. «Песенка о волшебниках» (В. Луговой, Г. Гладков).
  15. «Песня смелого моряка» (из м/ф «Голубой щенок», Ю. Энтин, Г. Гладков).
  16. «Прекрасное далеко» (из к/ф «Гостья из будущего» тин, Е. Крылатов).
  17. «Танец утят» (французская народная песня).

Музыка для пробуждения после дневного сна

Классические произведения:

  1. Боккерини Л. «Менуэт».
  2. Григ Э. «Утро».
  3. Дворжак А. «Славянский танец».
  4. Лютневая музыка XVII века.
  5. Лист Ф. «Утешения».
  6. Мендельсон Ф. «Песня без слов».
  7. Моцарт В. «Сонаты».
  8. Мусоргский М. «Балет невылупившихся птенцов».
  9. Мусоргский М. «Рассвет на Москва-реке».
  10. Сен-Санс К. «Аквариум».
  11. Чайковский П. «Вальс цветов».
  12. Чайковский П. «Зимнее утро».
  13. Чайковский П. «Песня жаворонка».
  14. Шостакович Д. «Романс».
  15. Шуман Р. «Май, милый май!».

Музыка для релаксации

Классические произведения:

  1. Альбинони Т. «Адажио».
  2. Бах И. «Ария из сюиты № 3».
  3. Бетховен Л. «Лунная соната».
  4. Глюк К. «Мелодия».
  5. Григ Э. «Песня Сольвейг».
  6. Дебюсси К. «Лунный свет».
  7. Колыбельные.
  8. Риме кий-Корсаков Н. «Море».
  9. Свиридов Г. «Романс».
  10. Сен-Санс К. «Лебедь».
  11. Чайковский П. «Осенняя песнь».
  12. Чайковский П. «Сентиментальный вальс».
  13. Шопен Ф. «Ноктюрн соль минор»
  14. Шуберт Ф. «Аве Мария».

15.Шуберт Ф. «Серенада».

  1. Шуман Р. «Грезы»
свернуть

Консультация: "Если ребенок слушает музыку"

Слушание музыки – один из наиболее развивающих, и в тоже время сложных для детей видов музыкальной деятельности. Некоторые несведущие люди думают – чего сложного? Включил детям любую музыку и пусть слушают себе на здоровье. Это же так просто! Да, слушать музыку это одно, а слышать, воспринимать её, понимать – другое. И не любую музыку, а именно  высокохудожественную, которая играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека. По программе детского сада на музыкальном занятии слушание музыки стоит в начале занятия и ему отводится от 5 до 10 минут. Следует отметить, что не всегда это даёт положительный результат. Иногда целесообразно слушание музыки проводить в середине, и даже в конце музыкального занятия. Творчески работающий музыкальный руководитель продумает занятие и найдёт ему нужное место. Может быть лучше провести слушание музыки после работы над музыкально – ритмическими движениями, когда дети устали и им будет легче посидеть спокойно и послушать внимательно то, о чём поведает им педагог, а может быть перед работой на детских музыкальных инструментах.        

        В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера, они переживают, испытывают определенные чувства. Слушание музыки формирует интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса, развивается музыкальное восприятие – мышление. У ребёнка, в процессе слушания музыки изменяется и интерпретация музыки -  от бедных, единичных, сугубо конкретных её характеристик в младшем дошкольном возрасте к ярким, развёрнутым, богатым – в старшем.

   В ходе специального длительного исследования  К.В. Тарасовой выявлены этапы развития музыкального восприятия у ребёнка в период дошкольного детства:

  • Ориентировка ребёнка на отдельные средства музыкальной выразительности.
  • Возрастание ориентирующей роли комплекса средств музыкальной выразительности.
  • Появление интонационно-мелодической ориентации  музыкального восприятия.

        В целом восприятие музыки представляет для детей большую трудность. Это связано, с одной стороны, со спецификой музыкального художественного образа, с другой – с возрастными особенностями ребёнка. Дошкольнику, с его преимущественно наглядно образным мышлением,  трудно воспринять и понять абстрактный по своей сути и развивающийся во времени музыкальный образ. Ребёнку нужно помочь войти в мир музыки, помочь её услышать и понять. Весьма продуктивно в этом плане взаимодействие различных видов искусств, когда ребёнок, воспринимая музыкальное произведение, как бы «опирается» на более доступные для него изобразительное искусство и художественную литературу. Визуальные образы в силу своей наглядности, живое слово (поэзия, проза) благодаря относительной конкретности и точности, могут помочь ребёнку понять музыкальный художественный образ. Метод положен Н.А. Ветлугиной и сотрудниками её лаборатории НИИ дошкольного воспитания в основу комплексных занятий, построенных по принципу тематизма. Сила воздействия музыки зависит от личности человека, от подготовленности его к восприятию. Надо развивать восприятие музыки как деятельность активную, подобную пению, игре на инструментах. Но это сложная работа, так как она связана с тонкими, глубокими внутренними переживаниями. Их и выявить трудно, и наблюдать нелегко, и особенно сложно формировать. Необходимо, прежде всего, понять, о чем «рассказывает» музыка. Естественно, что слушатель как бы мысленно следует за развитием музыкальных образов.  

     Вступительная беседа перед первым прослушиванием может включать рассказ об общем содержании произведения, его жанре,   сведения о композиторе и т.д. «Слово о музыке требует от педагога тонкости, деликатности и чувства меры. Вспомним замечательные слова В. Сухомлинского: «Слово должно настроить чуткие струны сердца., объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к музыке», Анализ музыки требует от педагога музыкальной и общей культуры, умение в доступной и интересной для детей форме охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки; связать мелодические, ритмические, тембровые и другие особенности произведения с характером музыкального образа. Музыкальный руководитель не должен  навязывать собственную программу и интерпретацию произведения. Знакомство с музыкальным произведением, исполненным высокохудожественно, начинается с его целостного восприятия. Перед повторным прослушиванием, педагог обязательно задаёт вопросы: «Какая музыка звучала? Быстрая или медленная? Громкая или тихая? Какие звуки вы слышали – высокие или низкие?». Только так младшие дошкольники услышат ведущие средства музыкальной выразительности, научатся воспринимать динамичный образ произведения. Работа по развитию навыков слушания музыки проводится на занятиях, развлечениях, в ходе самостоятельной деятельности ребенка.         Занятия по слушанию музыки должны включать  специальный музыкальный репертуар, адекватный возрасту детей; различные  виды музыкальной  и художественной деятельности детей. Они должны отличаться вариативностью. Музыкальный руководитель может проводить «чистое» слушание с анализом музыки и слушание, сочетаемое с другими видами музыкальной и художественной деятельности, эти виды также могут варьироваться: слушание и движение; слушание и игра на детских музыкальных инструментах; слушание и рисование. Народная мудрость гласит: «Когда я слушаю- узнаю; когда делаю-запоминаю». Таким образом, ребёнок должен быть не только слушателем, но и активным участником процесса познания, например: Если только прослушать «Деревянных солдатиков» Чайковского, дети могут запомнить и композитора, и произведение, но если они прошагают, как солдатики, то через движения музыка останется у них в сердце.

   Главная задача, как в младших группах, так и в старших – формирование у детей эмоциональной отзывчивости на музыку, опосредованную пониманием её содержания. Эта задача решаема в том случае, если дети слушают высокохудожественную музыку в определённых условиях. На каждом занятии должна быть создана совершенно особая  атмосфера «погружения» в прекрасный мир музыки. «Тональность» общения – светлая, доброжелательная. Музыкальный руководитель должен быть очень  внимателен к индивидуальной интерпретации ребёнка.

Таким образом, систематическое слушание хорошо подобранных, доступных детям музыкальных произведений принесет большую пользу. Дети полюбят музыку, у них разовьется слух, появится потребность слушать музыку, наслаждаться ею. И в будущем не придется наблюдать такие явления, которые нередко бывают на концертах - разговоры во время исполнения музыки. Это объясняется недостатком музыкальной культуры. Ее надо прививать детям, начиная с   дошкольного возраста.    Именно в детстве накапливается опыт деятельности, от которого в целом зависит их последующее музыкальное и общее развитие.

свернуть

Как определить талант у ребенка?

Общего образования явно недостаточно, чтобы воспитать всесторонне развитую личность. Как же разбудить в ребенке тягу к прекрасному?
развернуть

Как определить талант у ребенка?

Рабиндранат Тагор, известный индийский писатель – гуманист, который в свое время заметил: «развитие чувства прекрасного - неотъемлемое условие воспитания гармоничной личности». И что же? На дворе третье тысячелетие, эпоха всеобщей компьютеризации и высоких технологий, а это высказывание не потеряло своей актуальности.

Как определить талант ребенка?В дошкольные годы у ребенка могут проявляться специфические способности в одной из областей человеческой деятельности, что свидетельствует о врожденных способностях ребенка, его одаренности. Американскими психологами А. де Хаан и Г. кафом разработан тест-анкета на выявление этих способностей.

Ваш ребенок имеет музыкальный талант, когда он:

  1. Любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
  2. Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко запоминает;
  3. Когда поет или играет на музыкальных инструментах, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;
  4. Складывает свои собственные мелодии;
  5. Научился или учится играть на каком-нибудь музыкальном инструменте.

Артистический талант проявляется у вашего ребенка в том, что он:

  1. Часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;
  2. Стремится вызвать эмоциональные реакции у других, если с восторгом о чем-то рассказывает;
  3. Меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
  4. С большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его слушателями были взрослые;
  5. С легкостью передразнивает привычки, позы, выражения, пластичный и открытый всему новому;
  6. Любит и понимает значение красивой и характерной одежды.

Двери в мир творчества открыты для всех!

Приятно, что дворцы детского творчества, разнообразные клубы юных, музыкальные школы и школы искусств есть практически в каждом городе. Найти занятие по душе очень важно для ребенка, и не только чтобы чем-то заполнить свободное время, но и для осознания собственных способностей.

Во дворец или Центр детского творчества ребенка лучше отвести в пять лет, и отдать в группу эстетического развития, где, к примеру, можно заниматься рисованием, декоративно-прикладным искусством, музыкой, танцами, художественным словом и английским. Благодаря этому до семи лет дети способны выбрать любимое направление. В коллективе дети учатся общаться друг с другом и с преподавателями.

Многие уроки носят корректирующий характер. Например, пение в хоре полезно тем, у кого проблемы с дикцией и болезни органов дыхания. Благодаря танцам, дети начинают правильно ходить, не сутулиться. Рукоделие развивает мелкую моторику (напрямую связанную с работой мозга), усидчивость, аккуратность, фантазию. Рисование побуждает пристально вглядываться в окружающую, экспериментировать с цветом, позволяет изобразить в рисунке то, что накопилось в душе.

А может в"музыкалку"?

Если вы все-таки остановили свой выбор на музыкальной школе, то следующие строки могут быть вам полезны.

Музыкальные школы приглашают детей с шести лет. В отличие от студий при дворцах творчества они имеют право выдавать выпускникам свидетельства государственного образца, что позволяет продолжать музыкальное образование в вузе.

Учиться в такой школе нужно семь лет (по три-четыре дня в неделю). Здесь будут и занятия на музыкальном инструменте, сольфеджио, музыкальная литература, хор и дневник с отметками, и домашние задания. На прослушивании у будущего музыканта проверят музыкальный слух, память, чувство ритма.

Воспитанники музыкальных школ много выступают не только на концертных площадках, но и, например, в центрах социального обслуживания для престарелых и одиноких. Ребята понимают, какое они могут доставить людям наслаждение. Это очень важно, чтобы ребенок осознал, что он не осваивает ремесло, а занимается искусством, которое трогает сердце.

Придется покупать пианино, так как ученик музыкальной школы обязан каждый день по часу играть на инструменте дома.

Стоит с малых лет приучить ребенка к мысли, что если сегодня он не открыл крышку инструмента или не достал его из чехла, то он отброшен на несколько дней назад.

В добрый путь!

свернуть

ЗАЧЕМ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ НУЖНА МУЗЫКА?

Уважаемые родители, сегодня мы вместе с вами попытаемся ответить на вопросы: 1.Зачем нужна музыка Вашему ребенку? 2.Почему музыка необходима детям в раннем возрасте? 3.Зачем надо заниматься всем детям дошкольного возраста музыкой? Что это дает?!
развернуть

Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка.
Речь, координация движений, концентрация внимания, способность к обучению, способность слушать и слышать, видеть, чувствовать - вот далеко не полный список того, что могут развить занятия музыкой.
Занятия музыкой способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга, что повышает общий уровень интеллекта ребенка.
В дальнейшем ему легче учиться в школе, проще воспринимать и запоминать новую информацию.
Исследование, проведенное психологами, доказало, что в основе развития творческих и музыкальных способностей лежит высокий уровень развития всех видов памяти, пластичность сенсорных систем, скорость обработки информации.

свернуть

ПАМЯТКА музыкального руководителя ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки! Если ваш ребёнок ходит в детский сад, то вас наверняка приглашают на утренники. И это замечательно, ведь вы сможете еще раз убедиться в том, какой ваш ребёнок красивый, умный, талантливый, сообразительный, а чтобы и вы, и ребёнок не испытывали чувство разочарования после праздника, достаточно соблюдать несколько простых правил.
развернуть

 

ПАМЯТКА музыкального руководителя ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки! Если ваш ребёнок ходит в детский сад, то вас наверняка приглашают на утренники. И это замечательно, ведь вы сможете еще раз убедиться в том, какой ваш ребёнок красивый, умный, талантливый, сообразительный, а чтобы и вы, и ребёнок не испытывали чувство разочарования после праздника, достаточно соблюдать несколько простых правил.

Готовьтесь к утреннику

Если в детском саду вас попросили что-то купить для утренника или подготовить костюм для ребёнка, не отказывайте (конечно, при условии, что выполнение просьбы не предполагает серьёзных финансовых трат). Очень распространенной ошибкой родителей является то, что они рассматривают детский сад как некое предприятие сферы услуг, нечто вроде парикмахерской или химчистки, рассуждая при этом примерно так: «Мы вам сдали ребёнка, вот и занимайтесь его воспитанием, а нам некогда, мы деньги зарабатываем».  Это в корне неверно.  Воспитание ребёнка – процесс непрерывный и многогранный, и в нем должны принимать участие как работники детского учреждения, так и родители. Воспитатель должен быть с вами в тандеме, двигаться в одном направлении. Тогда результаты ваших общих усилий будут заметны.

Приходите на праздники в детский сад!!!

 Понятно, что вы очень заняты. Но ваш приход крайне важен для вашего ребёнка! Ведь он хочет, чтобы именно вы оценили его успехи, именно вы слушали, как он читает стихи и поёт. Ребёнок не всегда чувствует себя артистом и получает удовольствие от самого выступления перед публикой, как такового. Для него принципиально отличается выступление перед зрителями «вообще» и выступление перед зрителями, среди которых есть родной и любимый человек. Если все же никто из членов семьи не может пойти на праздник, то обязательно честно предупредите об этом ребёнка, ни в коем случае не обнадеживайте. Возможно, кто-то из родителей будет снимать утренник на видеокамеру – попросите потом копию записи, ведь в наш век цифровых технологий и Интернета это сделать очень просто. И последующий семейный просмотр записи утренника сможет стать компромиссным решением этого вопроса.

Не обесценивайте старания вашего ребёнка

 Для ребёнка утренник – это серьёзное событие, очень ответственное. Он долго готовился, репетировал. И он, конечно же, волнуется!  Поддержите его, скажите, что вы им гордитесь. Пусть он во время выступления что-то забыл или перепутал, не придавайте этому внимания и уж ни в коем случае не устраивайте «разбор полетов» и не сравнивайте своего ребёнка с Машей, Сашей или Мишей. Ваш ребёнок – самый лучший и самый талантливый! И он должен понимать, что вы думаете именно так, и никак иначе. Также не стоит передергивать ситуацию в другую сторону и активно восторгаться своим ребенком, при этом принижая способности и умения других  детей. Все дети талантливы и способны, только каждый по-своему.

Придерживайтесь правил

Детский сад – это учреждение с определенными правилами. Вас могут попросить надеть бахилы, снять верхнюю одежду. Это делается для удобства и поддержания чистоты. Приходите на праздник вовремя. Не заставляйте вас ждать и задерживать общий праздник. Постарайтесь не нарушать правила детского сада, тем более, что это совсем несложно.

Участвуйте в празднике

Очень часто сценарии детских утренников предполагают интерактивность. Детям и родителям предлагают конкурсы, задания, совместные игры. Не отказывайтесь от участия! Вашему ребёнку будет очень приятно, да и вы, скорее всего, получите удовольствие, ненадолго «впав в детство».

Вот, пожалуй, и все. Желаем вам и вашим детям интересного праздника и хорошего настроения!

 

 

свернуть

Музыкальное воспитание

Логоритмика для детей 2-3 лет