Страничка учителя-дефектолога

Добрый день, уважаемые родители!

Рады приветствовать Вас на нашей страничке!

Учителя-дефектологи

Савицкая Инна Петровна

Образование: Высшее специальное

 

Войтович Алина Владимировна

Образование: Высшее специальное

Основной целью деятельности учителя дефектолога является оказание коррекционно-педагогической помощи воспитанникам, осваивающим содержание образовательной программы дошкольного образования и имеющим стойкие или временные трудности в их освоении.

Основными направлениями деятельности учителя-дефектолога являются

Диагностическая деятельность

Обследование индивидуально-типологических особенностей развития воспитанников:

1.Первичное обследование речи воспитанников младших групп;

2.Углубленное выборочное обследование воспитанников средних и старших групп;

3.Углубленное обследование речи воспитанников средних и старших групп, зачисленных в специальные группы.

4.Заполнение карт обследования. Оформление необходимой документации.

Организационно-педагогическая деятельность

1.Составление перспективного планирования на индивидуальные, подгрупповые занятия.

2.Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с воспитанниками зачисленными в специальные группы.

3.Групповые и подгрупповые занятия по развитию связной речи, произносительной стороны речи.

Консультативная деятельность

Выступление на педагогическом совете, участие в родительских собраниях, составление консультаций для педагогов и родителей.

Организационно-методическая деятельность

Участие в работе (подготовка) районного методического объединения учителей-дефектологов учреждений дошкольного образования 

Информационно-аналитическая деятельность

1.Изучение специальной и научной литературы с целью повышения профкомпетентности.

2.Изготовление методических пособий.

Принципы деятельности учителя-дефектолога:

- приоритет прав и интересов воспитанников;

- личностно-ориентированный подход;

- доступность;

- конфиденциальность.

Советы родителям по развитию речи ребенка

Советы родителям по развитию речи ребенка 

♦ СОВЕТ 1 – Развитию речи способствует ранний отказ от пустышки. Пустышки относительно безвредны на первом году жизни крохи. Если давать их и после этого срока, зубки и язычок начинают занимать неправильное положение во рту, может образоваться щель или сформироваться неправильный прикус. Пострадает и произношение.

♦ СОВЕТ 2 – Развитие речи ускорит переход к твёрдой пище (для правильного формирования челюсти и уклада языка).

♦ СОВЕТ 3 – Озвучивайте любую ситуацию. С рождения малыш воспринимает звуки окружающего мира и речь людей (особенно мамы). Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Недостаток общения может значительно задержать развитие речи. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

♦ СОВЕТ 4 – Уважайте попытки ребенка говорить. Встречается крайность – слишком активные взрослые, которые за ребёнка всё спросят, ответят, сделают. Давайте малышу выговориться, с интересом выслушивая его.

♦ СОВЕТ 5 – Не говорите в пустоту, смотрите ребенку в глаза. Это особенно важно, если ваш кроха чрезмерно активный, постоянно двигается.

♦ СОВЕТ 6 – Не сюсюкайте! То, что слышит ребенок от окружающих, является для него речевой нормой. Если постоянно говорить, к примеру, «какой ты у меня хоЛЁшенький», то ребёнок так и будет говорить. Сюсюканье тормозит речевое и психическое развитие.

♦ СОВЕТ 7 – Нечёткая речь может появиться у детей, если окружающие его люди быстро говорят. Малыш просто не успевает расслышать слово или фразу. Речь взрослых сливается в невоспринимаемую массу звуков. Сначала страдает понимание речи – ребенок не улавливает, что от него хотят. А позже начинает говорить смазанно. Возможно появление заикания, так как ребёнок старается копировать ускоренный темп речи взрослых. Поэтому говорите размеренно, четко.

♦ СОВЕТ 8 – То же, но по-разному. Повторяйте много раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах.

♦ СОВЕТ 9 – Способствует развитию речи и эмоциональноепересказывание сказок, обязательно сопровождающееся движением (как зайка прыгает, как лисичка крадётся, как ёжик пыхтит и т.п.).

♦ СОВЕТ 10 – Уделите внимание развитию общей и кистевой моторики (центры речи и движения руки расположены в коре мозга рядом, будет работать рука – раздражение в мозге затронет центр речи, простимулирует его работу); игры с мячом, чтобы работал весь плечевой пояс.

♦ СОВЕТ 11 – Рисование на вертикальной поверхности (рулон обоев на дверь) двумя руками одновременно, чтобы стимулировать работу обоих полушарий. Рисовать и комментировать, например, «мы рисуем дождик. Кап-кап-кап» и т. д.

♦ СОВЕТ 12 – Оберегайте физическое и психическое здоровье ребенка. Часто болеющие дети и дети с неустойчивой психикой больше подвержены речевым расстройствам. Важны закаливание и положительная атмосфера в семье. Привычку выяснять отношения при ребёнке нужно искоренять, избегать совместного просматривания фильмов ужасов и пр.

♦ СОВЕТ 13 – Ведите дневник, в котором фиксируйте речевые достижения ребенка, записывайте, сколько слов он понимает, какие произносит.

♦ СОВЕТ 14 – Будьте терпеливы, снисходительны и … осторожны. Если ребенок неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте ребенка послушать правильное произнесение и попытаться его повторить.

♦ СОВЕТ 15 – ТОЛЬКО ВЫ!Помните: только вы способны помочь ребенку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша.

 

свернуть

Советы родителям леворуких детей

Преимущественное владение рукой зависит не от «хотения» ребёнка или его упрямства, не от желания или нежелания, а от особой организации деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций.
развернуть

Советы родителям леворуких детей 

Леворукость не определяется как патология и для беспокойства нет причин.

Преимущественное владение рукой зависит не от «хотения» ребёнка или его упрямства, не от желания или нежелания, а от особой организации деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций.

Владение ребёнком той или иной руки в качестве ведущей следует рассматривать как проявление индивидуальности в пределах нормы.

Истоками леворукости могут быть наследственные факторы, процессы, происходящие в период развития плода (пренатальный период).

Переучивать леворуких детей не следует, так как принудительное изменение доминантности ведёт к нежелательным последствиям. Переучивание ребёнка (изменение его специфических качеств) влияет на психическое состояние, эмоциональное благополучие и здоровье в целом (возникают вспыльчивость, капризы, раздражительность, беспокойный сон, головные боли, вялость; невротические реакции: нервные тики, энурез, заикание). У леворуких детей при переучивании проявляется почти весь комплекс нарушений почерка и трудности формирования навыка письма.

Развивать тонкую моторику левой руки следует так же, как и правой, но с акцентом на левую руку, так как писать в школе ребёнок будет именно ею.

Пальчиковые упражнения при подготовке к школе с ледует выполнять с акцентом на левую руку, но не забывать о правой, так как она является «помощницей» в бытовой деятельности.

В процессе развития у ребёнка может самостоятельно произойти смена доминирующего полушария, после чего у праворукого ребёнка м ожет развиваться «скрытое левшество» (критический период 11-12 лет).

Смену доминирующему полушария у ребёнка следует принять как естественное проявление развития.

свернуть

Артикуляционная гимнастика с котом Рыжиком

Артикуляционная гимнастика

Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
развернуть

 

Артикуляционная гимнастика 

Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься учитель-дефектолог: их мышцы будут уже подготовлены.

Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем".

 

Рекомендации к проведению упражнений.

Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того, как он немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?

Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла. Занимаясь с детьми 3-4 лет нужно следить за тем, чтобы они усвоили основные движения. К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний.

В 6-7 -летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положения языка некоторое время без изменений.

Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону, и малыш не может удержать нужное положение даже короткое время, нужно выбрать более лёгкие упражнения на расслабление мышечного тонуса, сделать специальный расслабляющий массаж.

Если своевременно выявить нарушение и начать работу с ребёнком, используя артикуляционную гимнастику, то можно добиться положительных результатов за более короткий срок!

Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Дидактические игры по развитию речи

Составление рассказов-описаний с помощью схем-мнемотаблиц
развернуть

Дидактическая игра «РАССКАЖИ-КА»

для детей дошкольного возраста

Составление рассказов-описаний с помощью схем-мнемотаблиц

Обучение составлению описательных рассказов очень важно для развития ребенка, т.к. умение точно, лаконично и образно описывать предмет, является условием совершенствования речи и мышления, облегчает процесс обмена информацией.

Одним из факторов, облегчающих составление описательных рассказов, являются схемы. 

Всегда приятно общаться с человеком, который умеет связно, последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Большинство детей не могут согласовывать слова в предложении, у них нарушено звукопроизношение и слоговая структура слов. Как правило, у таких детей плохая память, рассеянное внимание, многие страдают несовершенством логического мышления.

Если у Вас есть трудности с вашим ребёнком в описании предметов, построении сюжета, то используйте схемы-подсказки - мнемотаблицы, которые позволят эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». 

Использование опорных рисунков (картинок, схем) увлекает детей, делает их рассказы более чёткими, связными и последовательными, превращает образовательный процесс в занимательную игру. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Домашняя игротека

Не секрет, что значительную часть времени вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ребёнком. Например, вы заняты приготовлением ужина, а ваш малыш крутиться возле вас. Предложите ему перебрать горох, гречку или даже пшено – тем самым малыш окажет вам посильную помощь, а заодно потренирует свои пальчики. Ведь развитие пальчиков тесно связано с развитием речи.
развернуть

Домашняя игротека 

Игры на кухне

Не секрет, что значительную часть времени вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ребёнком. Например, вы заняты приготовлением ужина, а ваш малыш крутиться возле вас. Предложите ему перебрать горох, гречку или даже пшено – тем самым малыш окажет вам посильную помощь, а заодно потренирует свои пальчики. Ведь развитие пальчиков тесно связано с развитием речи.

►Не выбрасывайте скорлупу варёных яиц, она послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите скорлупу на кусочки, которые ребёнок легко мог бы брать пальчиками. Сначала нанесите на картон тонкий слой пластилина, он будет фоном, а затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы.

►Увлекательными могут быть игры с солёным тестом. Поделки из него хранятся очень долго, ими даже можно играть. Рецепт приготовления теста прост: два стакана муки, один стакан соли, один стакан воды (её можно подкрасить), две столовые ложки растительного масла- всё смешать, чуть подогреть и получится мягкий комок. Лепите на здоровье!

►Наверное, в каждом доме имеется старая пряжа, нитки, вата, поролон, пух, пуговицы, бисер… Найдите им достойное применение! Из ваты и ниток, пуговиц и бусинок попробуйте сделать портрет зайчика или вашей кошки Мурки.

►Аппликации из пуха хорошо передают изображения снега, зверей, птиц. Детали могут закрепляться на фоне без клея, нужно лишь правильно выбрать фон. Им может служить любой материал, имеющий шероховатую поверхность: бархатная, наждачная бумага.

►Помешивая ложкой в стакане, закрывая крышкой кастрюлю, предложите отвернувшемуся ребёнку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.

►Предложите ребёнку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук [Ч]- чашки, чайник, а затем со звуком [Л] - ложки, вилки, салатник.

Буквы из всего

Пальчики и глаза могут знакомиться с буквами и словами дома, во дворе, в лесу.

Дома: пусть ребёнок попробует выложить знакомые буквы из мозаики, счётных палочек, обрезков бумаги и материала, коробочек из-под «киндер-сюрпризов», горошин, пуговиц.

Во дворе: -рисуйте буквы палочкой на песке или на снегу -придумайте вместе с ребёнком загадки про буквы (маленькая, кругленькая, любит «охать»), пусть малыш рисует отгадки на песке; -выкладывайте буквы из сухих веточек и листьев

В лесу: -ищите «буквы» среди деревьев, кустарников и листьев: вот хвоинка- это Л, а если её вот так соединить получится О; -узнавайте «буквы» в ягодах и грибах («Подосиновик похож на Т, а эта черника на О).

Наверняка, у каждого из вас есть свои «семейные игры», в которые вы играете с детьми дома, на отдыхе, по дороге в детский сад. Поделитесь ими с нами и друг с другом.

 

свернуть

профилактика нарушения звукопроизношения в младшем возрасте

Развивающая работа по преду­преждению возникновения нару­шения звукопроизношения, акти­визации и развитию речи у детей младших возрастных групп (от 2 до 4 лет) предполагает взаимодей­ствие специалистов и воспитателей дошкольного учреждения
развернуть

        Развивающая работа по преду­преждению возникновения нару­шения звукопроизношения, акти­визации и развитию речи у детей младших возрастных групп (от 2 до 4 лет) предполагает взаимодей­ствие специалистов и воспитателей дошкольного учреждения

 Цель: предупреждение и ранняя коррекция нарушения звукопроизношения у дошкольников (2-4 года).

Задачи:  развитие общей и мелкой моторики;

 -развитие сенсорно-перцеп­тивной сферы развитие лицевой мускула­туры и артикуляторных мышц;  развитие правильного звукопроизношения;

- развитие звуконаполняемости и слоговой структуры высказы­вания, развитие фонематического внимания и восприятия;

      -формирование эмоцио­нально-экспрессивного речевого развития;

      -развитие психической сфе­ры дошкольника.

Профилактику нарушений звукопроизношения проводят воспитатели совместно с другими специалистами (психолог, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель).

Воспитатель на занятиях по развитию речи, в режимные мо­менты (после прогулки, после сна) проводит пассивный массаж лица и рук детей; артикуляционные упражнения, направленные на развитие мышц лица и шеи. Зада­ния выполняются по подражанию с совместным проговариванием педагога и детей. А также разучи­ваются считалки, чистоговорки, скороговорки.

Реализация данной коррек­ционно-развивающей работы в дошкольном учреждении, позволит сни­зить частоту нарушений звукопроизношения и речевых недоразвитий к старшему дошкольному возрасту; что в свою очередь улучшит уровень усвоения программного материала и повысит уровень подготовленно­сти детей к обучению в школе.

Направления

Мероприятия

Развитие правильного дыхания.

1.Обучение короткому и бесшу­мному вдоху (не поднимая плечи).

2.Обучение спокойному и плав­ному выдоху (не надувая щеки).

Развитие сенсорно­перцептивной сферы мелкой моторики рук.

1.Песочная терапия, игры с во­дой.

2.Игры на развитие тактильной перцепции пальцев рук и ног.

3.Игры с пластилином, крупами, бросовым материалом.

      4.Пальчиковая гимнастика.

      5.Речь и движение.

 

 

Развитие лицевой мускулатуры и артикуляторных мышц;

1.Развитие      мышц мимической лицевой мускулатуры - массаж лица.

2.Обучение мимическим движе­ниям лица: улыбка, хмуро, сердито, удивление, смех.

3.Развитие      мышц артикуляци­онного аппарата. Общие логопе­дические упражнения: «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Змейка», «Надкусывание языка резцами», «Орешек», «Лопаточка».

4.Развитие подражания рече­вым и неречевым звукам.

Развитие правильного звукопро изношения;

1.Уточнение    артикуляции глас­ных звуков [а], [у], [о], [и].

2.Уточнение артикуляции наи­более легких согласных звуков в твердой позиции [м],[б],|д],[н],[в], [П], [Г].

3.Воспитание правильного уме­ренного темпа речи (путем подра­жания педагогу).

4.Развитие интонационной вы­разительности, ритмичности речи на материале звукоподражаний.

Развитие звуконаполняемости и слоговой структуры высказывания

1.Слуховое    восприятие

неболь­ших стихотворений, чистоговорок, сказок.

2.Совместное        проговаривание  словосочетаний, четверостиший, чистоговорок.

3.Разучивание четверостиший, чистоговорок, песен.

Формирование эмоционально­экспрессивного речевого разви­тия;

1.Выработка умения модулиро­вать голос.

2.Обучение пониманию интона­ции говорения:            

   повествовательной,вопросительной,   

   восклицательной.

      3.Обучение модулированной го­лосовой атаке.

Развитие психической сферы дошкольника.

 

        1.Занятия с педагогом-психологом.

        2.Игры на развитие слухового внимания и         

        восприятия, воображе­ния, памяти, мышления.

 

 

свернуть

Взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и педагога-психолога при осуществлении коррекционно−развивающей деятельности в учреждении дошкольного образования

Самую многочисленную группу от всех детей дошкольного возраста сегодня составляют дети с нарушениями речи.
развернуть

 

Взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и педагога-психолога при осуществлении коррекционно−развивающей  деятельности в УДО

Самую многочисленную группу от всех детей дошкольного возраста сегодня составляют дети с нарушениями речи.

Л.С.Выготский писал: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений». То есть, не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения.

 Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей действительности, обеднённость и примитивизм содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности, непродуктивную поведенческую тактику и др.

 У детей с нарушениями речи при сохранном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

Таким образом, прослеживается необходимость взаимодействия специалистов в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности. Вокруг ребёнка с общим недоразвитием речи совместными действиями различных специалистов создаётся единое коррекционно-образовательное пространство.

Сотрудничество учителя-дефектолога и педагога-психолога  предусматривает взаимодействие в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.

 Коррекционно-развивающая деятельность дефектолога и психолога  представляет собой целостную систему, исполняющую диагностическую, коррекционно-развивающую и профилактическую функции.

Тесная взаимосвязь специалистов возможна при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса, при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единства требований, предъявляемых детям.

Основой преемственности является активизация развития детей в различных сферах деятельности.

Для психолога дошкольного учреждения одним из ведущих видом деятельности является коррекция отставаний в развитии психических функций, а для дефектолога главным в этом плане становится активизация функционального потенциала ребенка. Коррекция нарушений в развитии речи – прерогатива дефектолога, задача психолога – активизация речевой деятельности ребёнка.

Дефектологом исследуется просодическая сторона речи и особенности использования детьми мимики и пантомимики, а психологом – изучается восприятие графического изображения эмоции, осознание своей эмоции, понимание своего эмоционального состояния, изучаются социальные эмоции.

 Результаты диагностики показывают, что дети с общим недоразвитием речи наиболее часто употребляют так называемые обиходные слова и выражения. Эмоциональная лексика используется ими выборочно и фрагментарно. В связи с этим возникла необходимость введения в логопедическую работу системы методических приёмов, направленных на формирование эмоционального пласта лексики у дошкольников старшего возраста с общим недоразвитием речи.

На подготовительном этапе работы в данном направлении, когда основной целью является изучение и уточнение эмоциональных состояний, формирование интонационной стороны речи, особенно важно сотрудничество дефектолога и психолога.

Педагог-психолог проводит занятия, основной целью которых является развитие эмоциональной сферы детей. Специальные приёмы работы с разнообразными заданиями включаются в работу дефектолога на фронтальных занятиях по формированию лексико-грамматических средств и развитию связной речи.

 Таким образом, выделяются следующие формы работы, которые отображают взаимодействие дефектолога и психолога в дошкольном учреждении:  

 – проведение и обсуждение результатов диагностики (дефектолог обследует речь, в том числе и её эмоциональные стороны, психолог – познавательные процессы, и уровень развития познавательной сферы),

 – коррекционно-развивающие занятия (на логопедических используются приёмы по активизации психические процессов, изучению и уточнению эмоциональных состояний, доступных возрасту, а на занятиях психолога активизируется речевое высказывание детей);

– интегрированные занятия с детьми;

−а также родительские собрания, тренинги для родителей, консультации, стендовая информация, на которой освещаются вопросы психологии и речевого развития.  

В результате взаимодействия учителя−дефектолога и педагога-психолога по сопровождению детей с речевыми нарушениями, отмечается:

 – обеспечение целостности, единства коррекционно-развивающего пространства;

 – осуществление полноценного профессионального взаимодействия в педагогическом процессе;

 – обновление форм и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми;

 – высокий профессиональный уровень и творческий характер деятельности педагогов;

 – одним из важных результатов деятельности представляется модель личности ребенка, адаптированного к взаимодействию с внешней средой, и к обучению в школе.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Издательство «Лань»,2003.
  2. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений \ Под ред. д.м.н. Е.М.Мастюковой. – М.: АРКТИ, 2002.
  3. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействиеспециалистов. Коллективная монография \ М.А.Поваляевой. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002
  4. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном  образовательном учреждении. – М.: «ТЦ Сфера», 2003
  5. Трошин О.В., Жулин Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. – М.:  «ТЦ Сфера», 2005

 

свернуть

Взаимодействие учителя-дефектолога и руководителя физического воспитания в процессе коррекционно-развивающей деятельности в учреждении дошкольного образования

 

Взаимодействие учителя-дефектолога и руководителя физического воспитания в процессе коррекционно-развивающей деятельности в УДО

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива УДО, медицинского персонала и родителей.

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях УДО и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учителя-дефектолога и руководителя физического воспитания.

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и инструктора по физической культуре способствует эффективности и прочному закреплению результатов дефектологической работы.

Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с ОНР занимается не только учитель-дефектолог, но и руководитель физического воспитания. Если учитель-дефектолог развивает и совершенствует речевое общение детей, то руководитель физического воспитания на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-дефектологом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных  с учетом изучаемой лексической темы.

В начале учебного года учитель-дефектолог знакомит руководителя физического воспитания с диагнозами детей (их речевой характеристикой), психологической характеристикой и возрастными особенностями.

Выявив уровень психоречевого развития детей, совместно определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков и составляются планы индивидуально-коррекционных занятий.

В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктором по физической культуре осуществляются следующие задачи:

-    развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;

-    координации движений;

-    общей и мелкой моторики;

-    закрепление поставленных учителем-дефектологом звуков в свободной речи;

-    речевого и физиологического дыхания;

-    формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;

-    работа над мимикой лица.

При планировании занятий учитель-дефектолог учитывает тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала ежедневно, что очень важно как для восприятия речи, так и для её актуализации. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением, как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных.

Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы. В результате концентрированного изучения одной темы на занятиях учителя-дефектолога и инструктора по физической культуре дети прочно усваивают речевой материал и активно пользуются им в дальнейшем.

Учитель-дефектолог знакомит руководителя физического воспитания с тематическим планом работы на учебный год, согласно ему совместно составляется комплекс речевого материала для развития движений.

В специальной коррекционной работе в процессе физического воспитания решаются задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно-временной организации движения. Особенности планирования дальнейшей деятельности с детьми на занятиях по физической культуре состоят в том, что тот раздел, в который входят задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для детей с общим недоразвитием речи.

Существенные изменения вносятся в раздел «Подвижные игры». Он планируется в соответствии с лексическими темами дефектологических занятий и работой воспитателя. Например. При отработке учителем-дефектологом лексической темы «Домашние животные» на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Кролики», в которой дети закрепляют умение прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, а также навык падежного согласования существительных (с мячом: кто у собаки? - у собаки щенок; кто у коровы? – у коровы теленок).

Изучая лексическую тему «Профессии», на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Пожарные на учении», в которой дети упражняются в умении влезания на гимнастические стенки и закрепляют употребление глаголов будущего времени (Я буду пожарным. Я буду строителем. Я буду учителем.). Цель такого планирования - закрепление и расширение словаря ребенка, формирование основных грамматических категорий, активизация речи детей. Зачастую в силу особенностей развития детей с ОНР руководителю физического воспитания приходится менять правила игры, то есть «раздвигать» регламентированные рамки. Это может проявляться как в усложнении, так и в упрощении правил.

Используется и сюжетная форма занятий, которая также способствует развитию речи. Все сюжетные занятия, темы к ним, игры согласовываются с учителем-дефектологом, исходя из того этапа речевого развития, на котором находится ребенок в данный период времени.

На этих занятиях прослеживается связь между развитием речи и формированием движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений происходит при участии речи. Это один из основных элементов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, используемый на сюжетных занятиях, способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру. Все разделы занятия (вводная, основная, заключительная части) подчинены данной теме.

Материал для произношения и для проговаривания текста подбирает учитель-дефектолог, в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста и этапов дефектологического воздействия, а комплексы упражнений составляет руководитель физического воспитания с учётом необходимых речедвигательных навыков. В Приложении 1 представлен примерный план взаимосвязи учителя-дефектолога и руководителя физического воспитания по лексическим темам.

Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики. Стихотворные тексты нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании слоговой структуры слова. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируя собственную речь. Во время такой физкультурной деятельности укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, развивается фонематический слух. В свою очередь, в коррекционной работе учителя-дефектолога присутствует двигательная активность детей, способствующая развитию общей и мелкой моторики.

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и руководителя физического воспитания способствует эффективному и прочному закреплению результатов  дефектологической работы.

Например, при изучении лексической темы «Зимние забавы» руководитель физического воспитания проводит сюжетное физкультурное занятие «Зимние забавы».  Во время разминки использует стихотворную форму.

Пусть летят к нам в комнату,          Руки согнуты к плечам.

Все снежинки белые.                        Наклоны туловища вправо, влево.

Нам сейчас не холодно,                    Руки вверх.

Мы зарядку делаем.                          Приседание, руки вперед.

Ходьба и бег сопровождаются стихами о зимних забавах.

Снег, снег, белый снег,

Засыпает он нас всех!

Дети все на лыжи встали,

И по снегу побежали.

При выполнении общеразвивающих упражнений инструктор использует загадки о предметах для зимних забав, а дети имитируют движения хоккеиста.

Палка я не простая,  

А немножко завитая. 

Без меня игра в хоккей, 

Не интересна для детей (клюшка).

Объясняя основные виды движения, инструктор использует стихотворную форму (метание правой и левой рукой в цель).

Мы сейчас увидим с вами,

Как бросают в цель снежками.

Вы, ребята, цельтесь так,

Чтоб снежком попасть в колпак.

В заключительной части также используется стихотворная речь, которая восстанавливает ритм дыхания.

Раз, два, три, четыре, пять, 

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили, 

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались, 

А еще в снегу валялись.

На занятиях широко используются нетрадиционное оборудование и пособия, изготавливаемые из подручных средств, бросового материала (бутылки пластиковые, банки): «Дорожка здоровья», «Змейка-шагайка», «Косички»,   «Мешочки для метания»,     «Коррекционные следы»,   «Цветные брусочки» и многое другое. При подборе материала к занятию необходимо знать уровень развития двигательных качеств, эмоциональное состояние ребенка, его двигательный и словарный запас, состояние здоровья.

Таким образом, взаимосвязь учителя-дефектолога и руководителя физического воспитания в работе с детеьми с ТНР имеет большое значение и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы.

свернуть

Преемственность в работе учителя-дефектолога и воспитателя в УДО

Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так психологического и социального характера. Эффективность коррекционной работы с детьми определяется четкой организацией их пребывания в УДО, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-дефектолога и других специалистов детского сада.
развернуть

 

Преемственность в работе учителя-дефектолога и воспитателя в УДО

 Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так психологического и социального характера. Эффективность коррекционной работы с детьми определяется четкой организацией их пребывания в УДО, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-дефектолога и других специалистов детского сада.

Комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом. Необходима совместная работа врача, учителя-дефектолога, психолога, воспитателя, музыкального руководителя, руководителя физического воспитанию. Эта работа должна носить согласованный комплексный характер. Как отмечают специалисты, необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями детского контингента, поступающего в УДО. Активно воздействуя на ребенка специфическими для каждой дисциплины средствами педагоги строят свою работу на основе общих педагогических принципов. При этом определяя объективно существующие точки соприкосновения различных педагогических областей, каждый педагог осуществляет свое направление не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с патологией речи, специалисты намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательных и речевых сфер. Каждый ребенок, имеющий те или иные отклонения в развитии, нуждается в эффективной и скоростной реабилитации, позволяющей ребенку преодолеть нарушения развития, при этом он должен справиться со своими трудностями в максимально короткие сроки, чтобы «догнать» в развитии детей, не имеющих отклонений в развитии. Это возможно лишь при условии формирования вокруг каждого такого ребенка единого коррекционно-развивающего пространства, поддерживать которое призваны не только учитель-дефектолог и воспитатели группы детского сада, которую посещает ребенок, но и в разной степени все взрослые, окружающие его в повседневной жизни и влияющие на его развитие: медицинский персонал, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, семья.

Но всего лишь задействовать в коррекционно-образовательной работе все перечисленные силы мало. Самое главное - довести до каждого из звеньев этой цепи смысл предстоящей работы. А заключается он в следующем:  

  • Необходимо, чтобы все взрослые, окружающие ребенка, четко представляли цель своей деятельности, которая заключается, с одной стороны, в полноценном развитии ребенка, имеющего отклонения в речевом (или каком-либо другом) развитии, а с другой - в слаженном взаимодействии между собой.
  • Каждый из участников процесса формирования корректного образовательного пространства должен не только иметь верные представления о том, каким необходимо быть это пространство, но и нести ответственность за свой отрезок этого пространства и осуществлять двухстороннюю связь с другими участниками этого процесса.
  • Очень важно, чтобы медицинский и педагогический персонал, родители были вооружены необходимым инструментарием для предстоящей работы, основную часть которого составляют специальные знания, необходимые для понимания важности и механизма своего влияния на развитие ребенка, и практические умения по оказанию ребенку действенной помощи в коррекции его развития.
  • Не менее важно, чтобы влияние каждого из секторов коррекционно-развивающего пространства на развитие ребенка строилось последовательно и постепенно - от простого к сложному, от исправления недостатка к достаточно длительной автоматизации, являющейся залогом успеха всей коррекционной работы. Здесь необходимо заметить, что само формирование общего, единого развивающего пространства происходит поэтапно. Сначала целесообразно осуществлять два параллельных процесса: становление психолого-медико-педагогического консилиума как формы взаимодействия
  • Последнее условие эффективности взаимодействия - достижение результата. Результатом взаимодействия являются достижения качества дошкольной подготовки, прогнозирование школьных успехов ребенка и выработка рекомендаций для родителей по его дальнейшему сопровождению, а также планирование работы по отслеживанию успехов ребенка в начальной школе, помощь педагогам школы в сопровождении детей с особенностями речевого развития на начальном этапе обучения

Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в коррекции речевых нарушений

 Успех коррекционно-воспитательной работы определяется продуманной системой, частью которой является логопедизация всего учебно-воспитательного процесса. Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевые нарушения, привели к необходимости планирования и организации четкой, скоординированной работы учителя-дефектолога и воспитателей, в работе которого выделяются следующие основные направления.

-коррекционно-воспитательное;

-общеобразовательное.

Воспитатель совместно с учителем-дефектологом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых психических процессов. Кроме того, он должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них.

У большинства таких детей есть отклонения и в других компонентах языковой системы: дети испытывают лексические затруднения, имеют характерные грамматические и фонетические ошибки, что отражается в связной речи и сказывается на ее качестве. Для многих детей характерна недостаточная сформированность внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики. Коррекционная работа не должна ограничиваться только упражнениями в плановой речи. Поэтому основными задачами в работе учитель-дефектолога и воспитателя в преодолении речевых нарушений можно назвать всестороннюю коррекцию не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов и формирование личности ребенка. Так же повысить эффективность коррекционно-образовательной работы.      

Перед занятиями учитель-дефектолог проводит обследование: оно длится в течение полумесяца. Учитель-дефектолог вместе с воспитателем осуществляет целенаправленное наблюдение за детьми в группе и на занятиях, выявляют структуру речевого нарушения, поведение, личностные характеристики детей.

Совместно с воспитателем оформляет родительский уголок, готовит и проводит педагогический совет и родительские собрания. Ежедневные прогулки, игры на свежем воздухе, спортивные развлечения укрепляют нервную систему, создают эмоциональный подъем.        

Воспитатель в подборе речевого материала должен помнить о речевых проблемах каждого ребенка. Но у него не всегда есть возможность отследить те моменты, которые могут помешать в работе правильного закрепления речевого материала. В массовой литературе не всегда напечатаны подходящие чистоговорки, скороговорки, стихотворения.   

В ходе занятий педагоги стараются варьировать требования к устным ответам воспитанников, стимулируя умения практически использовать разные модели высказывания - от простых до более сложных.

  Немаловажная роль отводится и речевому дыханию Важнейшие условия правильной речи - это плавный и длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков. Учитель-дефектолог и воспитатель следят, чтобы при вдохе поза была свободной, плечи опущены.

Специальными исследованиями установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких дифференцированных движений рук. Поэтому речевое развитие рекомендуется стимулировать тренировкой движений пальцев рук, особенно у детей с речевой патологией. В процессе коррекционной работы воспитателем уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. Так, во внеучебное время можно предложить детям складывать мозаику, пазлы, фигуры из спичек или счетных палочек, тренироваться в развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или мелкие предметы, карандаши разного размера. Детям можно предложить работу в тетрадях для развития навыков письма, рекомендованные для детей с речевыми нарушениями.  

Особое место в работе воспитателя занимает организация подвижных игр для детей с речевыми нарушениями, ввиду того, что дети данной категории часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Планируя работу по организации игровой деятельности, воспитатель должен четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка и дифференцированно подбирать подвижные игры. Подвижные игры, которые обычно составляют часть физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на прогулке, на праздничных утренниках, в час развлечений. Игры с движением необходимо сочетать с другими видами деятельности детей. Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. В них часто встречаются присказки, четверостишия, они могут предваряться считалкой для выбора водящего. Такие игры способствуют также развитию чувства ритма, гармоничности и координированности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей.

Работа воспитателя по обучению детей сюжетно-ролевой игре – также необходимый элемент педагогической деятельности. В сюжетно-ролевых играх воспитатель активизирует и обогащает словарь, развивает связную речь, обучает ритуальному взаимодействию в знакомых ребенку социально-бытовых ситуациях (прием у врача, покупки в магазине, поездка в транспорте и пр.). Сюжетно-ролевые игры способствуют развитию коммуникативно-речевых навыков, стимулируют общительность детей, воспитывают социальные навыки и умения.

 Интересные формы работы в этом направлении проводит специалист по фольклору. Ведь народные игры с пальчиками и обучение детей ручному труду (вышивание, биссероплетение, изготовление простых игрушек и т.д.) обеспечивают хорошую тренировку пальцев, создают благоприятный эмоциональный фон. Занятия по народоведению способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, улавливать их ритм, повышают речевую активность детей. Кроме того, знание детьми фольклора (потешек, русских народных сказок) можно использовать на индивидуальных занятиях для закрепления правильного произношения звуков. Например: «Ладушки - ладушки» - для закрепления звука [ш], песенку Колобка из одноименной сказки - для закрепления звука [л].

Все занятия воспитателя, дидактические игры, режимные моменты используются для упражнения детей в доступной самостоятельной речи. Воспитатель организует такие режимные моменты, как умывание, одевание, прием пищи, и одновременно упражняет детей в кратких или развернутых ответах на вопросы, в зависимости от этапа учитель-дефектологической работы и индивидуальных речевых возможностей ребенка. Утренние и вечерние прогулки укрепляют физическое состояние детей, обеспечивают полноценный сон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть