В помощь педагогам

Как выявить насилие в семье

Любое насилие, как физическое и сексуальное, так и эмоциональное обязательно оставляет следы. Иногда это бывают повреждения тела малыша, но чаще злоумышленник наносит вред психическому состоянию. Если общительный и живой ребёнок вдруг загрустил, стал скрытным и застенчивым - это сигнал, что с ним что-то не так. Очень часто дети стыдятся того что с ними происходит, поэтому скрывают. Постепенно они начинают стыдиться даже себя и стараются как можно меньше бывать на виду.

Одни из причин скрытности и «зажатости» ребёнка – давление со стороны обидчика. Возможно, его запугивают или запрещают разговаривать на определённые темы.

Ещё один косвенный признак насилия над детьми раннего возраста – регресс в развитии и поведении. Если вдруг у относительно взрослого малыша начинается ночное недержание мочи, это явный признак неблагополучной ситуации в его жизни. Также о возможном насилии говорят внезапно появившиеся истерики и случаи агрессии без видимых причин. Если ребёнок вдруг отказывается оставаться в саду или в школе, с няней или другим человеком, присматривающим за ним - это один из наиболее тревожных признаков.

Признаком возможного насилия являются проблемы со сном. Если малыш боится ложиться в постель, страдает от бессонницы и кошмаров, необходимо больше внимания уделить его безопасности. Единичные случаи плохого сна еще ни о чём не говорят, но регулярные проявления должны обеспокоить близких людей.

О многом могут рассказать детские игры. Понаблюдайте за тем, как малыш ведёт себя во время игры со сверстниками или куклами. Обеспокоенность должны вызвать случаи когда он:

  • Ведёт себя с игрушками агрессивно, вымещая свою обиду или копируя поведение окружающих взрослых;
  • Демонстрирует сексуальное поведение, касаясь кукол в соответствующих местах или воспроизводя  с их помощью сцены половых отношений;
  • Использует слова или фразы, которых в таком возрасте не должен знать.

Часто беспокойство родителей вызывает повышенный интерес к своему телу у детей. В этом случае особенно важно отличать норму и опасные состояния. Все дети, развиваясь, изучают своё тело, пытаются понять, чем мальчики отличаются от девочек и т.д.  Поэтому вопросы о различии полов, рассматривание своих органов и нерегулярный онанизм вполне нормальны. Настороженность должна вызвать излишняя осведомленность в этом вопросе.

 

Очень важно отслеживать любые изменения в поведении своего чада. Если малыш вдруг начинает бояться определённых мест или людей, возможно, у него появились неприятные ассоциации, связанные с ними. 

Наиболее достоверными являются физические признаки насилия над ребёнком. Обеспокоенность должны вызвать регулярно появляющиеся синяки, ушибы, ссадины и царапины. Также признаком насилия может быть частая порча личного имущества ребёнка. Возможно, он боится мести или наказания, поэтому оправдывается, что всё сделал сам. Надо убедиться, что это действительно так.

Сложнее обнаружить признаки сексуального насилия, так как злоумышленники обычно стараются не оставить никаких следов. Но при внимательном осмотре можно обнаружить:

  • Боль, обесцвечивание мелкие ранки и кровотечение или нехарактерные выделения во рту, гениталиях или заднем проходе;
  • Неприятные ощущения при мочеиспускании и испражнении;
  • Незначительные повреждения вокруг области половых органов.

 

Доверительный разговор – лучший метод выявления насилия

Дети, которые подверглись насилию, обычно боятся об этом кому-либо рассказать и страдают в одиночку. Очень важно разговорить такого ребёнка. Это поможет не только получить важную информацию, но и облегчить состояние пострадавшего малыша. Очень важно правильно провести разговор. Для этого надо выбрать удобное место и создать в нём атмосферу спокойствия и безопасности. Важно остаться с ребёнком наедине, так как обидчиком может оказаться любой человек из окружения.

Ни в коем случае нельзя показывать своего страха,  гнева или негодования, даже если чувства касаются не ребёнка, а ситуации в целом. Малыш должен видеть вашу силу, спокойствие и надёжность.

Если вы подозреваете сексуальное насилие, разговор должен быть особенно осторожным, так как эта тема очень болезненна для пострадавшего малыша. Расспросите, не касается ли его кто-либо в местах, где это не положено. Обязательно используйте простые и понятные ребёнку слова. В некоторых ситуациях сексуальное растление не вызывает у ребёнка негативных эмоций и на вопрос, не обижает ли его кто-либо, малыш может дать негативный ответ. Поэтому вопросы должны быть максимально конкретными и корректными.

Ни в коем случае не осуждайте, не поучайте и не обвиняйте ребёнка. Поверьте, он и так уже пострадал.

Обычно злоумышленники, оказывая психическое давление, заставляют пострадавшего хранить произошедшее насилие в секрете. Объясните малышу, что у он не обязан держать в тайне чужие плохие поступки, особенно, если это касается его. Иногда рассказывать секреты необходимо, чтобы защитить себя. Скажите ребёнку, что вам он может доверять, и в случае необходимости вы его поддержите и поможете решить любые вопросы. 

Если просто разговор не помогает, примените тестирующие приёмы. Самый простой – попросить ребёнка изобразить его семью, друзей, окружение. Методы интерпретации детских рисунков без проблем можно найти в сети интернет.

Предупреждён – значит, защищён

Маленькие дети не умеют отличать плохое и хорошее. Если с детства их окружает грубость и брань, ребёнок воспринимает это как норму. Если демонстрировать им сцены половых отношений, они не будут воспринимать сексуальные прикосновения к себе как что-то плохое. Именно поэтому с самого раннего детства с ребенком необходимо говорить о его безопасности и границах допустимого.

В норме о безопасности с детьми говорят родители. Приходя в учебное заведение, малыш уже знает, какие прикосновения допускаются, а какие нет. Подготовленный  таким образом ребёнок не станет скрывать, если кто-то его ударил или сделал что-то ещё запрещённое. Ежедневные разговоры о происходящем в саду или школе, во дворе и во время прогулок помогут, всегда быть в курсе происходящего с малышом.

Если насилие происходит в семье и злоумышленником является кто-то из родителей, первые шаги в просвещении малыша делают воспитатели или учителя. Узнав о возможном негативном воздействии на ребёнка со стороны родных, педагог обязан сообщить об этом администрации школы, и в органы опеки и попечительства по месту проживания семьи.

Только постоянное внимание со стороны родителей поможет вовремя заподозрить, что с ребёнком случилась беда. Необходимо прислушиваться к малышу, доверять ему, и стараться избегать осуждения и порицания. Тёплые, доверительные отношения в семье – залог нормального развития ребёнка и хорошая защита от насилия.

свернуть

Вовремя разглядеть беду

Тема насилия всегда неприятна и пугает, особенно если речь идет о детях. Но говорить об этом важно и нужно для того, чтобы каждый человек мог помочь, при необходимости распознать насилие и сообщить в соответствующие службы. Дети составляют особую группу риска, так как во всем зависимы от взрослых (родители, воспитатели, учителя), находятся в их власти.

Семья – первый социальный институт для ребенка. Это место, в котором он всегда должен чувствовать себя в безопасности, но иногда случается наоборот: семья оказывается самым опасным местом для ребенка.

Насилие – применение силовых методов или психологических атак на слабых и беззащитных людей (детей). Но насилием может быть и бездействие, создающее угрозу физическому и психическому здоровью ребенка. Вдвойне опасно, если насилие и семья представляют собой одно и то же.

К основным причинам насилия относится:

  • подобный опыт в жизни супругов (модель, стереотип поведения);
  • личный опыт в виде подавления в детстве, авторитетного стиля воспитания со стороны матери);
  • влияние социально-экономической неблагоприятной обстановки, безработица, низкое социальное положение;
  • неудовлетворенность собой и жизнью;
  • психопатологии;
  • девиации и аддикции;
  • страх;
  • неадекватное самоутверждение и достижение власти, вызванные низкой самооценкой и низким самоуважением;
  • нежеланный ребенок в семье.

Жестоким обращением можно назвать физические действия (побои), убийство, вред из-за неоказания помощи, пренебрежение ребенком и его потребностями, вред психике, дефицит защиты и заботы.

Признаки насилия

Насилие со стороны заподозрить непросто, что обусловлено:

  • закрытостью семьи как системы;
  • взаимозависимыми отношениями агрессора и жертвы;
  • недостатком информации;
  • запуганностью и недоверием со стороны жертвы.

В основном все сводится к тому, что семья, где царит насилие – закрытая система. Но кое-что может намекнуть о насилии над ребенком:

  • крики, хлопки, шлепки, ругань, явно слышимая за стеной (многие квартиры разделены тонкими стенами, а насилие далеко не всегда протекает бесшумно);
  • следы побоев на ребенке;
  • неопрятный внешний вид ребенка, одежда не по погоде.

К признакам физического насилия относится:

  • повреждения органов тела и нарушения органов чувств;
  • малоподвижность, вялость, задержка физического и психического развития;
  • тревожность и агрессивность в отношении других людей или животных;
  • стеснительность, пассивность, страх перед взрослыми;
  • избегание дома, боязнь тактильных контактов;
  • общение с детьми младшего возраста.

К признакам психологического насилия относится:

  • психотравма и (или) посттравматический стрессовый синдром;
  • у детей до среднего школьного возраста – задержка в физическом и речевом развитии;
  • у подростков – потеря смысла и цели жизни, дезориентация, мысли о суициде;
  • импульсивность, злость, манипулятивные расстройства (сосание пальца, вырывание волос);
  • покорность и податливость;
  • страхи и проблемы со сном;
  • депрессия и заторможенность;
  • девиации;
  • болезни.

Признаки сексуального насилия над ребенком:

  • несоответствующая возрасту или странная осведомленность ребенка в сексуальных вопросах или действиях;
  • сексуальные приставания со стороны ребенка к другим детям или взрослым;
  • жалобы на какие-то проблемы со здоровьем, особенно в области половых органов;
  • тревога при плаче других детей;
  • нервный тик, покачивание, сосание пальца.

Общие признаки насилия:

  • неумение ребенка сосредоточиться;
  • нарушения памяти;
  • ненависть к себе, отсутствие самоуважения, низкая самооценка;
  • пессимизм;
  • недоверие в отношении всего мира, особенно взрослых людей;
  • приступы гнева или агрессии;
  • хроническое чувство страха, стыда, вины;
  • отстраненность от социума;
  • депрессия.

Сложнее всего заподозрить психологическое насилие или насилие над душой ребенка. Это многогранная категория:

  • нехватка любви и внимания;
  • угрозы и насмешки;
  • неадекватные и чрезмерные требования;
  • любое поведение родителей, вызывающее страх у ребенка;
  • запреты;
  • психологическое давление;
  • гиперопека;
  • манипуляции;
  • любые побуждения «из любви», наносящие вред здоровью ребенка.

Многие реакции зависят от возраста ребенка:

  1. Дети до 3 лет. Среди популярных реакций: страх, смешанные чувства, агрессия, потеря аппетита.
  2. Дошкольники. Отмечается тревога, боязливость, чувство вины и стыда, смешанность чувств, отвращение, чувство беспомощности.

Нарушение физических и психических границ в результате насилия влияет на всю дальнейшую жизнь и поведение человека. А пережитый опыт воспроизводится снова и снова.

Диагностические признаки насилия, которые можно отметить во время беседы с родителями:

  • нервное поведение;
  • фантастическое описание происхождения травм ребенка;
  • обвинение других людей или самого ребенка;
  • множественные противоречия в истории получения травм;
  • обвинение ребенка во лжи;
  • неадекватная оценка, ожидания и требования, не соответствующие возрасту или уровню развития ребенка.

Диагностические реакции в процессе беседы с детьми:

  • тревожность;
  • нежелание и страх перед встречей с родителями;
  • убежденность ребенка в оправданности наказаний;
  • страх, что социальные работники (защитники) встанут на сторону родителей после беседы и выяснят, что наказания оправданы плохим поведением ребенка;
  • плач при любой неудаче;
  • склонность к дракам;
  • вздрагивание при малейшем движении руки рядом.
свернуть